Ирония судьбы в том, что современное украинское государство было полностью сформировано в советское время, по итогам Октябрьской революции – о чем не устают ехидно напоминать нам черносотенные российские националисты. Это касается не только его границ, в которые были включены обширные исторические области с разной историей и культурной спецификой. Производственная и сельскохозяйственная база, наука, образование, медицина, инфраструктура, социальная политика и культура – все, что проедалось и хищнически использовалось последние двадцать пять лет, было создано именно в эпоху Советской Украины.
Этот эпический процесс обычно иллюстрируют образами уникального самолета «Мрия» или космических ракет завода «Южмаш». Но его лучше всего отражает фотография школьников в бедном украинском селе, с самодельным плакатом: «Дети всех стран, объединяйтесь! Да здравствует IV-я годовщина Октября, которая дала образованием в глухом уголке». Поскольку именно этот необходимый базис, который обеспечила революция, сделал возможным все дальнейшие достижения и успехи – вплоть до ядерной физики, кибернетики и освоения космоса.
Отрицая Октябрь, и полностью отказываясь от наследия советского периода – которое отнюдь не сводится к трагедиям репрессий и Голодомора – Украина, фактически, отрицает свое собственное существование и свое будущее. Причем, далеко не символическим образом – как это убедительно показал опыт последних лет.
«Вся экономическая программа Евромайдана изначально сводилась к форсированному демонтажу остатков социально ориентированной государственной системы советской эпохи, которая до сих позволяла украинцам кое-как сводить концы с концами. Ее уничтожение мыслилось едва ли не как основная задача – наряду с утверждением государственной идеологии этнического национализма в масштабах многонациональной страны, созданной преступным коммунистическим правительством, и закономерно разрушенной под шум антикоммунистических лозунгов. А демонтаж памятников Ленину всего лишь является символическим выражением этой политики в публичном пространстве «десоветизируемых» через антисоциальные меры городов и сел Украины», – писали мы об этом еще в 2014 году.
В результате этой политики Украина существует сейчас в режиме контрамоции, описанной в известной повести братьев Стругацких – то есть, двигается во времени вспять, возвращаясь к своему прошлому. Уничтожая достижения советского времени, мы объективно приближаемся к тем временам, которые предшествовали Октябрю, постепенно превращаясь в архаичную деиндустриализованную страну, где живут малообразованные, бесправные и безнадежно бедные люди. В чем, собственно, и состоит расплата за отрицание своего революционного первородства.
Конечно, политическая память современного общества короче куцего ноябрьского дня. Но если мы отбросим обычную узкую оптику, чтобы рассмотреть Евромайдан в контексте векового отрезка истории нашей страны, то увидим, что «Революция достоинства» была не более, чем очередным этапом в длительном процессе контрреволюционного отката от подлинной революции 1917 года – в одном ряду с 1991, 1993 и 2004 годом. А борьба с запрещенным наследием Октября показывает, что жизнь Украины – да и других постсоветских стран – по-прежнему отстраивается от этого ненавистного нашему официозу события, которое произошло целый век назад.
Задумайтесь – даже давно забытый матрос-комендор Евдоким Огнев, который произвел исторический выстрел «Авроры», официально включен в «Список лиц, подпадающих под закон о декоммунизации».
Он выстрелил так, что врагам страшно и сто лет спустя. И это должно вселять в нас надежду.