Фантастика и фэнтэзи как социальная технология
Литература, кино, искусство в целом могут охватить самый широкий спектр вероятного. Потому они часто пророчествуют. Ранее это было особенно заметно в жанре фантастики. У. Гибсон (автор термина "киберпространство") в 1980-х изображал гиперсвязанное глобальное общество, где хакеры, кибератаки и реалити-шоу - повседневная реальность. А теперь мы живем в ней. О научных пророчествах Ж. Верна, которые сбылись в 20 в., знают все. А уже в 21-ом по его "чертежам" вовсю идёт работа над созданием космических кораблей под "солнечным парусом".
Это особенность литературы сегодня поставлена на службу бизнесу и служит одним из ключевых инструментов маркетинга. Microsoft, Google, Apple и другие корпорации приглашают писателей-фантастов читать лекции своим сотрудникам. Многие компании, включая Disney и Tesco, заказывают писателям романы о товарах и технологиях из "будущего", изучая и формируя заранее спрос на будущую новинку. Опираясь на авторитет Б. Рассела, автор "Энциклопедии научной фантастики" Дж. Клюют вывел формулу: мир создаётся теми, кто извлекает из этого выгоду, следовательно, мир таков, каков он есть сейчас, чтобы кто-то на этом мог заработать.
Отсюда популярность антиутопий К.С. Робинсона («Марс», «2312», «Шаман»), С. Коллинз («Голодные игры»), У. Гибсон («Нейромант»), Н. Стивенсон («Анафема») и др. Популярность в начале 21-го века жанра, казавшегося бессмысленным еще в конце 20-го, объясняется Робинсоном так: "Эпоха "больших идей", когда мы верили в лучшее будущее, давно миновала. Сегодня богачам принадлежат 9/10 всего на свете, и нам остаётся воевать друг с другом за оставшуюся 1/10. А стоит возмутиться, нас тут же обвиняют в том, что мы раскачиваем лодку, и размазывают нашу печень по брусчатке". Воображение художника - вещь не такая уж бесполезная не только для науки, бизнеса, но и для социальной инженерии. "Центр науки и воображения" при Университете штата Аризона в 2012 г. открыл проект "Иероглиф" - банк информации, где накапливают и анализируют "чертежи будущего" сотен писателей, учёных и художников.
Так же как научная фантастика открывает путь к научному моделированию, так антиутопии и фентези – к моделированию социальному. "Песнь льда и пламени" Дж. Мартина и к/ф "Игра престолов" тому доказательство. Не случайно после выхода на экран этой киносаги, в прессе США появились сравнения с династическим противостоянием Клинтонов и Бушей. А потом Трамп и Байден органически вписались в эту матрицу. Американцев начали приучать к клановой структуре власти (будущее как прошлое), а фильмы и сериалы типа «Игры престолов» прощупывали и формировали будущий спрос.
Миром давно управляют через "проективные" истории, взывающие к коллективным эмоциям и мифо/архетипическим пластам сознания.
В этом смысле украинское корпоративное и госуправление, игнорирующее нарратив, эффективно примерно также, как технологии палеолита в эпоху космических кораблей.