С Пелевиным обязательно нужно спорить, а попытки определить его политическую позицию, записав в свой лагерь под впечатлением удачной цитаты, заведомо обречены на провал. Но у романа есть очевидная ценность. Писатель берет на себя функцию трикстеров-скоморохов – они представляют в его романе изгоев, которым позволено приоткрывать неполиткорректную правду.
Идеологическая неприязнь, которой одаривают Пелевина постсоветские либералы, объясняется тем, что он отражает в книге их мысли, проговаривает заветные чаяния. «Передовая» публика давно мечтает нейтрализовать примитивных, цепляющихся за свое прошлое простолюдинов, безнадежных совков и вату – чтобы не тормозить победоносную поступь прогресса, под которым понимается деиндустриализация вкупе с ликвидацией социалки. Она с удовольствием превратила бы их в бессловесных и бесправных рабов, чтобы в окружающем мире правили просвещенные господа. А восстановление крепостных порядков наверняка порадовало бы современных декоммунизаторов, которые стремятся окончательно ликвидировать тяжелое наследие Октября.
Пелевинский текст подсвечивает лицемерие постсоветской интеллигенции, которая на самом деле противится реальным общественным изменениям, пытаясь придать старому порядку новые импульсы, стараясь задрапировать социальную архаику в футуристические одежды. За ее прогрессистской риторикой кроется реакционная и консервативная по своей сути программа, направленная на то, чтобы избавиться от лишних для правящего класса людей, лишить их базовых социальных прав и полностью подавить способность к сопротивлению.
Как это произошло в постмайдановской Украине, где министр финансов честно пообещал вчера прекратить выплату пенсий – под аплодисменты «реформаторов» и забитое молчание пролов.
Этот «трансгуманизм» представляет собой высокотехнологическую версию фашизма – подавая его в тех формах, которые вполне приемлемы у нашей внешне политкорректной публики, и даже вошли у нее в моду. Хотя можно не сомневаться: многие люди с хорошими лицами в итоге сами окажутся жертвами наступившего завтра. Потому что мечты имеют свойство осуществляться.
Вас не обманули – в будущее пустят «не только лишь всех».