Новая голодовка Савченко
Героиней вчерашнего дня в Украине стала нардеп от "Батькивщины" Савченко, пресс-конференция которой затмила собой все остальные события вторника. И это стало очень неприятным моментом для Банковой, потому что вчерашняя риторика бывшей узницы была откровенно антипрезидентской.
В общем и целом Савченко продолжала линию, которой начала придерживаться раньше, – о необходимости окончания войны на Донбассе любыми путями. Но теперь это были уже не просто призывы, а обвинения, причем главным виновником практически во всех случаях оказывался Порошенко.
Савченко вспомнила практически все обвинения, которые оппозиция выдвигает в адрес главы государства, забыв только об офшорах. И к этому присоединила собственные – относительно желания власти ввести военное положение и ее нежелания проводить обмен пленными. Причем последняя тема стала поводом для объявления новой голодовки – направленной теперь уже не против российской, а против украинской власти.
Набор тезисов, озвученных Савченко, оставляет открытым вопрос, кто же их готовил. По уровню антипрезидентской риторики бывшая узница сравнялась с Ляшко и Тимошенко, поэтому можно было бы предположить, что она таки начала выполнять партийные установки. Однако "мирная" часть заявлений Савченко по-прежнему кардинально расходится с позицией Тимошенко, выступающей против любых компромиссов с сепаратистами, поэтому "партийный" след вряд ли является верным.
Но, так или иначе, Савченко бросила вызов президенту, явно намереваясь оседлать протестную волну, которую многие ожидают осенью (и которую, по ее словам, Банковая хочет сбить введением военного положения). Причем ее шансы встать во главе этой волны сегодня выше, чем у тех же Тимошенко и Ляшко, поскольку их воинственная риторика не совпадает с настроениями большинства населения.
Однако не стоит забывать, что тот, кто выдвигается вперед, всегда попадает под огонь остальных. И с этим Надежде придется столкнуться уже через месяц, когда политики выйдут из отпусков.
"Торнадо" на Оболони
Тем временем еще один столичный суд попал в осаду из-за попытки рассмотреть уголовное дело по добровольцам. На этот раз заблокированным оказался Оболонский суд, который рассматривал дело бойцов добровольческой роты "Торнадо", обвиняемых в грабежах, убийствах, пытках и изнасилованиях.
Суд заблокировали добровольцы из других батальонов – "Айдара" и "Донбасса", причем координировал их действия нардеп из "Самопомощи" и бывший комбат "Донбасса" Семенченко.
По утверждению добровольцев, они пришли не с требованиями освободить коллегу, а ускорить процесс и сделать его открытым. Больше того, после драки с полицейскими участники осады вообще стали говорить о том, что они лишь требовали передать обвиняемым еду и воду.
Однако ни одно из требований добровольцев выполнено не было, а сам суд перенесли на утро. Видимо, власть учла свои ошибки в ситуации с попыткой взять под стражу комбата "Айдара" Лихолита и не хочет больше идти на поводу у добробатов. В ответ "торнадовцы" заявили, что сделают акцию бессрочной. Ночью суд был под усиленной охраной.
От того чем завершится эта история во-многом зависит развитие событий и по многим другим резонансным делам с участием "добробатов", которые, похоже вновь решили оспорить монополию государства на насилие и правосудие.
"Нафтогаз" против "Газпрома" и "Мерседес" за 5 миллионов
"Нафтогаз" озвучил суммы, который он и "Газпром" выставили друг другу в Стокгольмском суде. Как оказалось, украинская компания хочет с россиян 26,6 млрд долларов, но сумма претензий "Газпрома" еще выше – 38,7 млрд долларов.
При этом в "Нафтогазе" умалчивают о том, что практически все претензии россиян основаны на договоре 2009 года, известном как "контракт Тимошенко – Путина", в то время как "Нафтогаз" преимущественно выдвигает требования, связанные с аннексией Крыма, то есть требования политические, не являющиеся прерогативой Стокгольмского суда.
Последнее означает, что 26,6 млрд долларов, затребованные "Нафтогазом", Украина точно не получит. С другой стороны, именно политический аспект требований украинской стороны может привести к тому, что суд вообще не примет никакого решения, то есть иск "Нафтогаза" окажется способом блокирования претензий "Газпрома" по невыполнению Украиной договора 2009 года.
Так что вполне вероятен вариант, что стороны разойдутся "баш на баш", то есть никто ничего не получит. Разница только в том, что с "Нафтогаза" спишут штрафы по договору 2009 года, а "Газпрому" останется "Черноморнефтегаз".
Интересным дополнением к этой истории стал скандал с закупкой бронированного "Мерседеса" для главы НАК "Нефтегаза" Коболева за 5 миллионов долларов, тендер на который объявила корпорация. При этом, победитель был, по сути, известен заранее, так как одно из продаваемых в Киеве авто как раз идеально подходило под эти параметры.
Развернувшийся скандал (шутка ли, тратить такие деньги на автомобили, когда в стране повышаются тарифы на газ до космических высот), побудил НАК искать оправдание.
Нашлось оно в традиционной "русской угрозе". Мол, из-за подачи иска в суд на "Газпром" Коболева могли убить, а потому ему просто позарез был необходим бронированный "Мерс". Чуть позже, правда, в НАКе заявили, что вообще появился некий неизвестный меценат, который готов передать данное авто в пользование директору НАКа бесплатно.
Эрдоган открывает карты
Разворот политики Турции происходит буквально на глазах. Вслед за ультиматумом Анкары Евросоюзу по поводу безвизового режима и отказа Германии на этот ультиматум Эрдоган выступил с одним из самых откровенных заявлений последних недель. В нем он фактически обвинил страны Запада в поддержке попытки госпереворота в Турции.
"Теперь я спрашиваю: Запад поддерживает терроризм или нет? Стоит ли Запад на стороне демократии или на стороне переворотов и террора? К сожалению, Запад оказывает поддержку терроризму и стоит на стороне переворотов", – заявил турецкий лидер, и это заявление можно считать точкой в прозападном курсе, которого Турция придерживалась фактически с момента провозглашения республики почти сто лет назад.
Эрдоган обвинил Запад вообще, не назвав конкретных государств, но одновременно с этим в Штаты был отправлен повторный запрос на выдачу живущего там оппозиционного писателя Гюлена, которого Анкара называет идейным вдохновителем неудавшегося путча. Понятно, что, как и в первый раз, из Вашингтона придет отказ, и этот отказ станет поводом обвинить в поддержке переворота (и терроризма) непосредственно Соединенные Штаты.
Сирия снова может рассорить США и Россию
Под боком у Эрдогана, в Сирии, в данный момент разворачиваются события, которые могут означать перелом в многолетней войне.
В центре внимания – битва за крупнейший город Сирии Алеппо, в которой сошлись поддерживаемые Россией правительственные войска и так называемая "умеренная оппозиция", которую поддерживают Штаты. Причем в рядах "умеренной оппозиции" есть организации, которые мало чем отличаются от ИГИЛ. Например, Джебхат ан-Нусра, выступавшая своего рода филиалом Аль-Каиды и убивавшая людей может быть и не столь театрально, как ИГИЛ, но не менее массово. Те же россияне долго пытались убедить США причислить Нусру к террористам. Но Штаты медлили, потому что среди разрозненных группировок "умеренной оппозиции" Нусра была одной из немногих боеспособных организаций.
Не так давно Джебхат ан-Нусра отреклась от Аль-Каиды и провела "ребрендинг", переименовавшись в Джебхат Фатах. И вскоре этому исламистскому стартапу потекло современное оружие. Как говорят - от американцев и их союзников в регионе. В том числе и ПЗРК, которым и был сбит в понедельник российский вертолет Ми-8 (при этом погибло 5 россиян).
На Джебхат Фатах возложена задача сгруппировать вокруг себя разнородные отряды оппозиции и повести их на прорыв линий укреплений правительственных войск вокруг Алеппо (на прошлой неделе сирийские войска при поддержки российской авиации и иранских подразделений фактичеки закончили окружение районов города, которые контролируют мятежники и часть последних уже была готова сложить оружие или уйти из города).
Соответственно, российская авиация наносит удары по штурмовой группировке "умеренной оппозиции" во главе с бывшей Нусрой. А США делают жесткие заявления, требуя от россиян прекратить бомбить. На этой почве отношения между двумя странами также чрезвычайно обострились. Что и не удивительно - от итогов битвы за Алеппо зависит дальнейший ход всей войны. Если город окончательно перейдет под контроль правительственных сил, то это будет означать восстановление контроля Асада над почти всем севером страны и маргинализацию "умеренной оппозиции". В таком случае, в Сирии из крупных противников президента останется только ИГИЛ, против которого и можно будет бросить все силы.